Бригантина «Старина». Отделка, оборудование и парусное вооружение яхты
Первую часть статьи (постройка корпуса) см. здесь.
Внутреннее оборудование корпуса начинается с установки выгородок. Предварительно размечается их положение и устанавливаются комингсы; затем по снятым с места шаблонам изготовляются и ставятся с креплением к комингсам сами выгородки. Шаблоны выгородок, как и шаблоны для изготовления настилов диванов и пайолов, лучше всего делать в виде легкой рамки. Небольшой ширины полосы фанеры причерчивают — подгоняют по обводу, временно закрепляют на своих местах и прочно соединяют между собой рейками.
Затем выставляются различные подкрепления, обвязки шкафов, диванов и т. п. и производится зашивка их фанерой. Следующий этап — установка облицовочных планок и обделки вырезов. Эти декоративные детали лучше всего изготовлять из таких пород, как ясень или красное дерево.
Пайолы для удобства эксплуатации обычно делают составными — из нескольких щитов. Так, в носовом салоне их целесообразно изготовить из четырех частей со стыками в ДП по всей длине прохода и поперечным — по середине салона. Какими должны быть эти пайолы — решетчатыми или сплошными — предоставим решать строителю.
Не будем подробно останавливаться на изготовлении сдвижных люков и закладных щитов, поскольку этот вопрос неоднократно освещался. Напомним только, что закладные щиты надо делать с учетом обеспечения хорошей вентиляции внутренних помещений. Чтобы уменьшить возможность попадания брызг через жалюзи в вертикальных комингсах и стенках, горизонтальные рейки решетки нужно наклонять верхней кромкой внутрь, чтобы они отражали брызги наружу.
Как уже отмечалось, весь корпус снаружи лучше всего (а скулы — обязательно) оклеить стеклотканью на эпоксидной или полиэфирной смоле. В крайнем случае, если стеклоткани достать не удалось, скулы следует обить защитной медной полосой. В любом случае для улучшения сцепления бакелизированной фанеры с клеями или красителями поверхности корпуса должны быть зашкурены. Наиболее целесообразно применение красителей на основе эпоксидных компаундов: они стойки, не теряют цвет, легко отмываются от грязи. Можно также применить пентафталевые или масляные эмали; в этом случае подводную часть корпуса и трюм лучше покрыть свинцовым суриком. Для окраски подводной части рекомендуются необрастающие краски типа НИВК.
Теперь о вооружении парусного судна.
Парусное вооружение бригантины «Старина» Размеры прямых и носовых парусов указаны на других эскизах. |
Размеры парусов при вооружении яхты шхуной и носовых парусов (а — стаксель, б — кливер) при вооружении бригантиной |
Рангоут судна спроектирован с учетом основных особенностей судостроения времен парусного флота: сохранены «классические» пропорции и принципы вооружения. В старину мачты малых судов изготовлялись чаще всего цельными или же набирались из хорошо подогнанных одна к другой частей — штук, скрепляемых снаружи вулингами (обвязкой прочным тросом) через 800—1000 мм. Весь остальной рангоут делался, как правило, цельным. Конечно, в наши дни строителю легче обеспечить необходимое высокое качество мачт и больших реев, если он сделает их клееными.
Эскизы рангоута а — принайтовка бушприта (1) к княвдигеду (2); б — бушприт с направляющей обоймой (3) для прохода такелажа; в — гафель; г — гик (в скобках размер для шхуны); д — фор-марса-рей; е — фока-рей; ж — профилировка реев (показана половина рея). |
Эскизы рангоута а — мачты; б — стеньги; в — стеньги для вооружения шхуной; г — вулинг на составной мачте. 1 — металлический обруч; 2 — трос Ø5. |
Вооружение судна начинается с установки бушприта; он надежно закрепляется в недгедсах и затем принайтовывается к вырезу в верхней части княвдигеда, как показано на эскизе.
Затем устанавливаются и сразу же раскрепляются вантами колонны мачт. Обычно ванты накладывают в следующем порядке. Внутренняя пара вант правого борта огибает топ мачты, ложась на скругленные подушки салинга — калвы, и скрепляется бензелем; образуется огон вокруг мачты. Затем накладывается внутренняя пара левого борта, наружная правого и наружная левого. В юферсы заводятся мягкие талрепы, и ванты несколько обтягиваются.
Таким же образом заводится и грота-штаг; нижний его конец заканчивается блоком, через который проходит краг-штаг.
Краг-штаг обходит фок-мачту с обеих сторон, проводится затем через отводные блоки, установленные на палубе, и закрепляется на утках на баке.
Надо подчеркнуть, что описывалась проводка штагов применительно к вооружению бригантиной. На шхунах фока-штаг выводится на нок бушприта, а грота-штаг проходит через блок, закрепленный на топе фок-мачты, затем вдоль фок-мачты вниз на отводной блок, закрепленный на палубе, и набивается талями на палубе.
Размеры и такелаж парусов на фок-мачте бригантины (фок и фор-марсель) а — установка крепительной планки и проводка ракс-бугеля; б — основные блоки фока-рея и перты; в — заделка кренгельса и коуша на шкотовом углу; г — шов и фальшов; д — крепление шпрюйтов булиней и риф-шкентелей к ликтросу. Слева от оси мачты — вид на паруса с носа, справа — с кормы. 1 — гардель-блок; 2 — ракс-бугель-блок; 3 — блок марса-шкота; 4 — блок гитова; 5 — бык-гордень-блок; 6 — нок-гордень-блок; 7 — блок фор-марса-шкота; 8 — блок марса-шкота; 9 — блок браса со шкентелем; 10 — фор-марса-брас; 11 — фор-марса-гитов; 12 — фор-марса-бык-гордень; 13 — фор-марса-нок-гордень; 14 — фор-марса-булинь; 15 — фор-марса-шкот; 16 — фока-брас; 17 — фока-гитовы; 18 — фока-шкот; 19 — фока-нок-гордень; 20 — фока-булинь со шпрюйтом; 21 — фока-бык-гордень; 22 — перты; 23 — подпертки; 24 — раксы (деревянные шарики Ø30) на ракс-бугеле вокруг мачты; 25 — крепительная планка, дерево δ=25; ставить на клей и шурупы 6X70; 26 — кренгельс, всплесневанный на ликтросе, для крепления к рею; 27 — заделка коуша на шкотовых углах; 28 — всплесневанная петля на ликтросе паруса; 29 — деревянный вкладыш (клевант) на конце шпрюйта. |
После проводки штагов начинается окончательное обтягивание стоячего такелажа. Первыми обтягиваются штаг и кормовые ванты фок-мачты. Тут нужны постепенность и тщательность; важно, чтобы не было наклона мачты в сторону какого-либо из бортов, а в продольном отношении завал ее в корму составлял не более 2° для бригантины и до 5° — для шхуны. Когда штаг и кормовые ванты набиты, обтягивают попарно ванты правого и левого бортов, идя с носа в корму.
Таким же образом раскрепляют грот-мачту; наклон ее в корму должен быть 3° для бригантины и точно такой же, как у фок-мачты, — для шхуны.
Заранее, до подъема стеньги, заводятся путенс-ванты, соединяющие основные ванты со стень-вантами. Путенс-ванта пропускается в обделанную медной полосой щель на ноке краспицы, огибает ванту с наложенным на нее ворстом и крепится к ванте бензелями. Ворст, накладываемый сразу на все ванты, — это металлический прут или, реже, оклетневанный каболкой трос.
Стеньги поднимаются отдельно снастью, которая называется стень-вынтрепом. Коренной конец стень-вынтрепа закладывается за гак с правой стороны эзельгофта, надетого на топ мачты, пропускается через шкив, косо поставленный в шпоре поднимаемой стеньги, снова идет наверх — к блоку на левой стороне эзельгофта и ходовым концом опускается на палубу. Поднятая до упора своей широкой (квадрат 90X90) частью в круглый вырез эзельгофта стеньга стопорится от опускания шлагтовом — бруском, который вставляется в шлагтовую щель у шпора стеньги и опирается концами на лонга-салинги.
Установка стеньги а — салинг; б — нижняя часть стеньги; в — шкив в теле стеньги; г — эзельгофт; д — проводка стень-вынтрепа (вид спереди с установленной стеньгой). 1 — мачта; 2 — шпор стеньги; 3 — чиксы 200X200 на мачте, δ=50; крепить болтами М12, 2 шт.; 4 — лонга салинг 60X55, 2 шт.; 5 — краспица 30X55, ноки оковать медью 2X30 с креплением закл. Ø4, 2 шт.; 6 — калвы, 2 шт.; 7 — шлагтов; 8 — шкив; 9 — желоб для стень-вынтрепа; 10 — эзельгофт; 11 — коренной конец стень-вынтрепа, заложенный за гак на эзельгофте; 12 — блок стень-вынтрепа на эзельгофте. |
Стень-ванты накладываются огонами на чиксы у топа стеньги попарно, как и основные ванты на мачтах, и обтягиваются мягкими талрепами, основанными между юферсами на нижних концах стень-вант и верхних концах путенс-вантов. Фор-стень-штаг бригантины обтягивается через блоки на ноке бушприта с креплением ходового конца талей за утку на баке. Грот-стень-штаг проводится через блок на задней стороне мачты в районе салинга, идет вниз вдоль мачты и крепится на кофель-нагельных планках. Одновременно со стень-штагами набиваются талрепами на русленях фордуны, надеваемые огонами поверх стень-вант. Отметим попутно, что все юферсы стень-вант и фордунов делаются меньше, чем юферсы основных вант.
Детали проводки вант а — мягкий талреп; б — юферс стень-вант; в — заделка юферса на ванте; г — юферс вант; д, е — заделка выбленок за внешнюю и внутреннюю ванты; ж — вант-клотень для предохранения снастей от перетирания об ванту. |
Узлы крепления стоячего такелажа: а — накладывание вант на топ мачты; б — соединение стень-ванты с основной вантой; в — накладывание огона фока-штага и проводка грот-стень-штага 1 — калвы на лонга-салинге мачты; 2 — внутренняя пара вант правого борта; 3 — наружная пара вант правого борта; 4 — юферс на верхнем конце путенс-ванты; 5 — нок краспицы; 6 — ворст, пруток Ø10; 7 — заделка нижнего конца путенс-ванты на ванте; 8 — основная ванта; 9 — грот-стень-штаг; 10 — огон фока-штага; 11 — мусинг. |
При вооружении яхты шхуной устанавливается укороченная «сухая» фор-стеньга, не несущая никаких снастей и используемая только для подъема сигнальных знаков и флагов. На топе ее надо будет закрепить несколько небольших блоков для сигнальных фалов. Эзельгофт фок-мачты при этом должен иметь отверстие меньшего диаметра (Ø60 мм).
Теперь о такелаже для подъема реев. Фока-гардель для подъема фок-рея основывается между блоками, один из которых закреплен под салингом, а другой — по центру фока-рея. Коренной конец снасти крепится к шкентелю блока на мачте, а ходовой идет с кормы в нос через блок на рее, затем с носа в корму через блок на мачте и крепится на палубе.
Подъем: а — фока-рея, б — марса-рея; в — закладывание драйрепа 1 — фор-марса-рей; 2 — фор-марса-драйреп; 3 — коренной конец марса-фала, заложенный на руслене левого борта; 4 — ходовой конец марса-фала; 5 — фока-рей; 6 — огон коренного конца фока-гардели; 7 — ходовой конец фока-гардели. |
Фор-марса-рей поднимается фор-марса-драйрепом, который крепится за середину рея, проходит через блок на топе стеньги и заканчивается блоком марса-фала, всплесневанным в драйреп.
Фор-марса-фал основывается мантылем, причем его коренной конец крепится на левом руслене, а ходовой — за нижний юферс на правом.
Ракс-бугель представляет собой трос, на который надеты деревянные шарики — раксы, играющие роль подшипников при движении рея относительно мачты. Коренной конец троса ракс-бугеля крепится на рее, а ходовой огибает мачту, проходит через блок на рее и крепится на кофель-нагельных планках спереди мачты. Такая проводка дает возможность плотно подтягивать поднятый на место рей к мачте и наоборот — ослаблять ракс-бугель при опускании или подъеме рея. Ходовой конец ракс-бугеля марса-рея крепится за юферс путенс-ванты.
Готовый фока-рей оснащается пертами — тросами, которые проходят на расстоянии около 750 мм вдоль рея и предназначены для передвижения по ним при взятии рифов и уборке парусов. Провисающие средние части пертов поддерживаются вертикальными подпертками. На марса-рее перты не обязательны, так как легкий рей несложно приспустить и снова поднять.
Горизонтальность положения реев обеспечивается топенантами. Топенанты фока-рея крепятся за шкентели блоков под эзельгофтом, проводятся в блоки на ноках рея и опять через блоки под эзельгофтом тянутся на палубу, где крепятся на кофель-нагельных планках. Топенанты марса-рея надеваются на ноки рея огоном, проходят через блоки на топе стеньги и крепятся на палубе.
Блоки для проводки бегучего такелажа: а — схемы типовых одно- и двухшкивного блоков (размеры в табличке); б — блок шкота; в — блок топенанта; г — остропка блока; д — канифас-блок 1 — строп Ø10; 2 — топенант. |
Размеры типовых блоков (мм)
Диаметр | А | B | C | D | E | d | H | |
троса | стропа | |||||||
6—10 | 10 | 114 | 95 | 62 | 83 | 13 | 70 | 13 |
13 | 13 | 152 | 127 | 83 | 110 | 16 | 100 | 16 |
13 | 13 | 230 | 190 | 120 | 165 | 22 | 100 | 22 |
25 | 25 | 305 | 255 | 165 | 220 | 28 | 200 | 28 |
Проводка брасов 1 — основанные на мачте фор-марса-брасы; 2 — шкентель браса; 3 — парные блоки на грота-штаге; 4 — основанные на мачте фока-брасы. |
Шкентели брасов надеваются огонами на ноки реев, а в свободные концы всплесниваются блоки; длина шкентелей фока-брасов около 1000 мм, а фор-марса-брасов — около 500 мм. Коренные концы фока-брасов крепятся на топе грот-мачты, ходовые концы фока-брасов проходят через блоки шкентелей на ноках рея, затем – через блоки, закрепленные полуштыком на грот-штаге (несколько ниже крепления коренных концов) и вниз на палубу. Фор-марса-брасы представляют собой один конец, который своей серединой накладывается на топ грот-стеньги поверх такелажа (крепить выбленочным узлом); его ходовые концы через блоки шкентелей на ноках рея и пару блоков на грот-штаге проводятся на палубу.
На грот-мачте основываются гафель и гик. Гафель поднимается по мачте гафель-гарделью, которая закреплена у пятки гафеля, пропущена через блок под салингом и крепится внизу на кофель-нагельных планках.
Можно провести дирик-фал и в три лопаря. В этом случае коренной конец дирик-фала закрепляется за нок гафеля. Ходовой конец продергивается через двухшкивный блок под эзельгофтом, снова идет к середине гафеля, проводится через блок, опять идет к двухшкивному блоку под эзельгофтом и после него крепится на палубе.
Гика-шкот основывается между блоками на гике и блоками на планшире транца в несколько лопарей.
На усы гафеля и гика также ставятся ракс-бугели.
При вооружении судна шхуной на фок-мачте основываются гафель и гик так же, как и на грот-мачте.
Вид на топ грот-стеньги бригантины 1 — топсель; 2 — блок топсель-фала; 3 — клотик: 4 — чиксы, на которые закладываются огоны снастей; 5 — фор-марса-брасы; 6 — стень-штаг, по которому поднимается грот-стень-стаксель; 7 — стень-ванты; 8 — стень-фордун. |
Перейдем теперь к пошиву и оснащению парусов. Лучше всего использовать парусную ткань типа «фильтромиткаль». Каждое полотнище для большей прочности нужно прошить фальшвами. По шкаторинам паруса обликовываются ликтросом, в который всплеснивается необходимое количество кренгельсов.
На фок с обеих сторон нашиваются риф-банты — усиливающие полосы ткани шириной 50 мм с люверсами для прохода риф-сезней. Если на фоке будет сделан ряд риф-бантов с риф-сезнями, на боковых шкаторинах на уровне риф-бантов закрепляют риф-шкентели, которые проводятся на палубу через блоки на ноках и блоки, закрепленные на огоне штага. При взятии рифов парус риф-шкентелями подтягивается к рею, после чего начинается обвязка сезней.
На марселе ставить риф-банты не стоит, так как площадь паруса невелика, а брать на нем рифы будет сложно.
Такие же люверсы, как и на риф-бантах, делаются по верхним шкаторинам прямых парусов для крепления сезневкой к реям, по верхней, передней и нижней шкаторинам гафельных парусов для крепления к гафелю, мачте и гику. По передним шкаторинам стакселей и кливеров устанавливаются раксы. Расстояние между люверсами и раксами всюду должно быть около 300—350 мм. На чертеже показаны люверсы из обметочного кольца с развальцованной трубкой. По возможности следует применять стандартные люверсы и стаксель-карабины (вместо самодельных проволочных раксов).
Последовательность заделки люверсов I — металлическое кольцо 1 накладывается на отверстие в парусе 2 и обметывается прочной ниткой 3. II — ставится и развальцовывается обделочное кольцо 4. |
К нижним — шкотовым углам прямых парусов крепятся блоки шкотов и гитовов. Коренной конец гитова крепится к рее на расстоянии 1,4 м от середины для фока и 1,0 м для марселя. Ходовой конец проводится через блок в шкотовом углу, через блок на рее (закрепленный на 0,6 м ближе к середине рея, чем точка крепления коренного конца), проходит через вант-клотень — направляющую обойму, закрепленную на ванте, и оканчивается на нижнем юферсе этой ванты.
Фока-шкот каждого борта крепится на рыме с наружной стороны фальшборта (перед грота-русленями), продергивается через блок в шкотовом углу паруса, возвращается назад и через шкив-гат в борту проходит на внутреннюю сторону фальшборта, где и закладывается за утку у планширя.
Фор-марса-шкоты, заложенные за углы паруса, проходят через блоки на ноках фока-рея, затем через блоки у середины того же рея и вниз на палубу перед мачтой. На малых парусниках часто для проводки шкотов марселей использовались блоки каких-то других снастей; например, в больший шкив проходил марса-шкот, а в меньший — фока-топенант.
Фока-булини для оттягивания на ветер боковой шкаторины проводятся от шпрюйта на парусе в нос судна, где при помощи канифас-блоков они направляются на утку.
Фор-марса-булини проходят через блоки на фор-стень-штаге, закрепленные на уровне топа мачты, затем через блоки на бушприте, которые установлены между фок- и фор-стень-штагами, и закладываются за утки на носу судна.
Бык- и нок-гордени, которыми мяготь паруса подтягивается вверх — к рею, закладываются за кренгельсы соответственно на нижней и боковых шкаторинах, проходят через блоки, подвешенные к рею, на блоки, закрепленные под салингом — для фока или на огоне штага — для марселя, а затем крепятся на кофель-нагельных планках перед мачтой.
На бегучем такелаже гафельных парусов и стакселей останавливаться не будем — эта оснастка знакома любителям парусного спорта. Добавим только, что с начала прошлого столетия гафельное вооружение изменилось очень мало
При оснастке судна лучше всего использовать трос «сельфактор» для деталей бегучего такелажа и пеньковые тросы — для стоячего. Капроновые тросы можно применить только для бегучего такелажа; ванты и штаги из них делать нельзя, так как они вытягиваются и теряют прочность.
Приведем рекомендуемые диаметры тросов стоячего такелажа (мм): фок- и грот-штаги, перты и подпертки — 25; ванты основные, стень-штаги — 13; краг-штаг и ватерштаг — 19; найтовы и выбленки — 10; вулинги н талрепы вант — 6; стень-ванты и фордуны — 8.
Диаметры тросов бегучего такелажа и отделки парусов (мм): булини, гитовы, ракс-бугели, топенанты, марса-брасы — 6; гардели и драйреп — 13; брасы, марса-фал, марса-шкоты — 8; шкоты, шкентели, стаксельфал, ликтросы — 10; гордени и булини — 4—6.
Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1973 г.