Бригантина «Старина».
Проект для постройки яхты
Основные данные яхты | |
---|---|
Длина габаритная (с бушпритом), м | 10,00 |
Длина корпуса наибольшая, м | 8,65 |
Длина по КВЛ, м | 7,00 |
Ширина габаритная (с русленями), м | 3,26 |
Ширина корпуса наибольшая, м | 2,96 |
Ширина по КВЛ, м | 2,55 |
Осадка, м | 1,50 |
Водоизмещение, т | 6,0 |
Площадь парусности — бригантина, м. кв. | 52 |
Площадь парусности — шхуна, м. кв. | 45 |
Вес фальшкиля, кг | 1000 |
Высота надводного борта (по фальшборту) в носу — на миделе — в корме, м |
1,15-0,93-1,10 |
Разработка и появление такого необычного проекта яхты обусловлены повсеместным интересом любителей плаваний под парусами к морской старине. Небольшой и мелкосидящей (осадка 1,5 м), но достаточно мореходной крейсерской яхте, рассчитанной на дальние плавания экипажа из 8—9 человек, приданы некоторые черты, характерные для парусников XVIII — начала XIX столетия — времени расцвета парусного флота. Вместе с тем, проектом предусмотрено использование современных материалов и конструкции корпуса, а также технологических приемов, применяемых в наши дни.
Проект яхты не имеет какого-либо определенного прототипа, но при разработке теоретического чертежа за основу были приняты обводы небольших и быстроходных североамериканских шхун. Что касается парусного вооружения, то «Старину» можно оснастить по одному из двух вариантов — бригантиной (шхуна-бриг) или шхуной.
Привлекательными сторонами второго варианта — шхуны являются более высокие лавировочные качества, простота управления парусами, меньший, чем у бригантины, вес рангоута и такелажа. Однако на полных курсах шхуны явно уступают бригантинам в скорости.
Любой из этих вариантов может быть осуществлен без коренных переделок корпуса и рангоута: колонны мачт, бушприт и их стоячий такелаж совершенно одинаковы.
При разработке общего расположения яхты ставилась цель — обеспечить комфорт, необходимый в дальних плаваниях. В двух салонах размещены девять спальных мест; предусмотрены оборудование яхты камбузом и гальюном, вспомогательные помещения и достаточные объемы для размещения запасов.
Общее расположение бригантины «Старина» увеличить, 1500х1227, 288 КБ А — форпик (ящик якорного каната); Б — носовой кубрик; В — трюм; Г — гальюн; Д — тамбур; Е — камбуз; Ж — буфет; И — отсек газовых баллонов; К — кормовой салон; Л — кокпит; М — ахтерпик. 1 — диван (односпальное место); 2 — диван (двуспальный); 3 — спинки диванов — подвесные койки; 4 — шкаф платяной; 5 — полка; 6 — навесной стол; 7 — буфет; 8 — выдвижные ящики; 9 — унитаз; 10 — помпа; 11 — камбузпын стол; 12 — карданный подвес; 13 — подъемный раскладной стол — часть дивана; 14 — полики; 15 — штурвал; 16 — люк входной; 17 — ниша; 18 — полка закрытая; 19 — трап; 20 — перо руля; 21 — место для стационарного двигателя. |
Прочные переборки делят судно на шесть отсеков. Форпик из-за малого объема острой носовой части используется только в качестве цепного ящика, куда складываются якорные канаты обоих якорей. Попасть сюда можно через лаз, расположенный в шкафу носового салона, а вентилируется отсек через клюзы.
Носовой салон — кубрик получился достаточно просторным: длина его 2,45 м; проход между диванами имеет ширину 1,1 м в корме и 0,3 м у фок-мачты. Высота до подволока 1,60 м. Здесь расположены два платяных шкафа и два дивана с мягкими спинками, которые, если подвесить их на петлях к борту, легко превращаются в дополнительные спальные места. Длина всех этих четырех коек не менее 1900 мм при ширине от 550 мм (в голове) до 400 (в ногах). Таким образом, в носовом кубрике могут устроиться на отдых четыре человека.
Отсек между шп. 4 и 6 (трюм) предназначен для установки стационарного двигателя, размещения аккумуляторов, хранения парусов, тросов и прочего судового имущества. Здесь же, на правом боргу выгорожены буфет и отсек для газовых баллонов. Попасть в трюм можно через люк, расположенный по правому борту. Для уменьшения габаритов сходного трапа можно установить на выгородке буфета скоб-трап. Освещается и вентилируется трюм через входной люк, закрываемый решетчатой крышкой.
Камбузный отсек, расположенный между шп. 6 и 7, включает в себя три помещения, разделенных продольными переборками. На правом борту расположен камбуз с размерами 600 мм по длине и 900 мм по ширине судна. Высота подволока здесь 1,60 м. К борту в этом помещении постоянно закреплен камбузный стол, изготовленный из фанеры, покрытой линолеумом или пластиком. Длина отсека вполне позволяет встроить в этот стол небольшую посудомойку, закрываемую на время приготовления пищи крышкой — сдвижным листом пластика.
Над столом расположена двухконфорочная газовая плита в карданном подвесе. Плита соединяется с газовыми баллонами, расположенными за переборкой на шп. 6, гибким шлангом (он не должен ограничивать раскачивание плитки в подвесе).
В переборке 6 шп. прорезано окно в буфет, верхняя часть которого, закрытая сдвижными створками из оргстекла, пластика или фанеры, предназначена для хранения посуды. Внизу расположены встроенные продуктовые ящики.
В переборке на шп. 7 также стоит сделать закрывающееся окно 250X300 мм, которое будет служить для передачи приготовленной пищи непосредственно из камбуза в кормовой салон. К той же переборке можно подвесить сушилку для посуды. Естественное освещение камбуза предусмотрено через иллюминатор в переборке на шп. 6. Вентиляция производится через вытяжной вентилятор-кнехт.
На левом борту выгорожен гальюн, оборудованный унитазом с прокачкой диафрагменной помпой, установленной под пайолами и приводимой в действие педалью. Гальюн имеет размеры 600X850 при высоте помещения 1,50 м.
Длина кормового салона 1,85 м при ширине прохода 400—500 мм. Высота у входа 1,55 м. Здесь расположены два дивана. Подъемный раскладной стол при опускании плотно закрывает вырез в П-образном диване правого борта, превращая его в двуспальную койку шириной 1,15 м у изголовья и 0,40 м в ногах.
В ахтерпиковой переборке на шп. 9½ сделаны вырезы в верхних бортовых углах, дающие доступ в бортовые ниши ахтерпика. На середине высоты переборки по бортам от шкафа имеются закрытые сдвижными створками окна в пространство под кокпитом.
Кормовой салон вентилируется через вытяжные вентиляторы-кнехты; приток свежего воздуха — от жалюзи закладной доски кормового капа через тамбур. Свет в салон проникает через окна, расположенные в бортах судна.
Конструкция корпуса спроектирована с учетом использования для обшивки бакелизированной или авиационной фанеры. Следует учесть, что из всех марок бакфанеры только фанера ФБС по ГОСТ 11539—65 может считаться полностью водостойкой. Дело в том, что наиболее распространенная бакфанера марки ФБВ изготовляется на водорастворимых смолах и потому хуже. Следует учесть, что авиафанера марки БС-1 по ГОСТ 102—49 также менее водостойка, чем фанера ФБС.
Набор корпуса спроектирован по продольно-поперечной системе. Мощные продольные связи (дубовый киль, скуловые и привальные брусья) опираются на прочные фанерные переборки; шпангоутов как таковых нет.
Сечения балок набора, толщины обшивки и размеры других деталей корпуса указаны в спецификации к конструктивному чертежу. Материал для изготовления деталей набора указан желательный. При любой замене следует учитывать, что поперечное сечение деталей также должно быть изменено в зависимости от объемного веса фактически применяемого материала. Во всех случаях не должна нарушаться предусмотренная спецификацией величина
γF = const,
где γ — объемный вес древесины, г/см³; F — площадь поперечного сечения, см².
Например, для изготовления киля вы не смогли достать предусмотренных чертежом дубовых или ясеневых брусьев (объемный вес этих материалов одинаков и равен 0,72 г/см³). Приходится применить сосну, объемный вес которой 0,56 г/см³. Сечение дубового киля в среднем 20X20 см, поэтому его
γF =0,72 • 400 = 288
Отсюда следует, что площадь поперечного сечения соснового киля должна быть
F1 = 288/0,56 = 514,3 см²
Сохраняя форму поперечного сечения киля неизменной (квадрат), мы получим толщину и высоту соснового киля равными
а = √F1 = √ 514,3 = 22,7 см²
В принципе при изменении размеров сечений деталей желательно в первую очередь увеличивать повышающие момент инерции связи вертикальные размеры (конечно, если это позволяет конструкция узла или другие условия).
Технология сборки корпуса разработана с учетом максимального ее упрощения.
При плазовой разбивке теоретического чертежа в натуральную величину могут выявиться небольшие неточности. Вполне вероятно, что плазовые ординаты после согласования проекций могут отличаться от табличных примерно на ±3 мм. На плазовой разбивке необходимо вычертить важнейшие конструктивные элементы корпуса — форштевень, киль, ахтерштевень, кноп и старнкницу, переборки (с учетом толщины фанеры).
Теоретический чертеж бригантины «Старина» увеличить, 1500х1545, 220 КБ |
Таблица плазовых ординат бригантины «Старина»
№ шпангоута | Высоты от ОЛ, мм | Полушироты от ДП, мм | ||||||||
Киль | Шп. | Ск. I | Ск. II | ЛБ | ФБ | Ск. I | Ск. II | ЛБ | ФБ | |
0 | 700 | 1000 | 1080 | 1405 | 1820 | – | 100 | 280 | 450 | – |
1 | 20 | 425 | 800 | 1235 | 1715 | 2110 | 400 | 700 | 900 | 840 |
2 | -40 | 220 | 590 | 1090 | 1620 | 2020 | 580 | 970 | 1165 | 1115 |
3 | -95 | 130 | 470 | 1000 | 1560 | 1960 | 685 | 1135 | 1305 | 1260 |
4 | -155 | 100 | 425 | 950 | 1540 | 1945 | 740 | 1225 | 1370 | 1330 |
5 | -210 | 120 | 425 | 950 | 1540 | 1940 | 750 | 1250 | 1380 | 1340 |
6 | -260 | 205 | 475 | 995 | 1560 | 1960 | 750 | 1250 | 1350 | 1315 |
7 | -320 | 340 | 580 | 1065 | 1580 | 1980 | 720 | 1220 | 1295 | 1245 |
8 | -380 | 530 | 725 | 1155 | 1605 | 2010 | 685 | 1175 | 1230 | 1165 |
9 | -440 | 750 | 890 | 1270 | 1645 | 2050 | 640 | 1120 | 1150 | 1065 |
10 | – | 1000 | 1085 | 1400 | 1700 | 2100 | 585 | 1055 | 1060 | 945 |
Конструктивный чертеж корпуса и закладка увеличить, 1500х1235, 317 КБ 1 — форштевень δ = 200, дуб; 2 — киль δ = 200, дуб; 3 — ахтерштевень δ = 100, дуб; 4 — кноп δ = 200, дуб; 5 — старнкница δ = 100, дуб; 6 — княвдигед δ = 100, дуб; 7 — фальшкиль 100×200, дуб; 8 — скуловые и привальные брусья 75X150, сосна; 9 — брус фальшборта 75X100; 10 — обшивка днища δ = 10; 11 — скуловой пояс обшивки δ = 10; 12 — обшивка борта δ = 7; 13 — фальшборт δ = 7; 14 — палуба δ = 7; 15 — переборки δ = 7; 16 — выгородки δ = 5; 17 — настил диванов δ = 5; 18 — обвязка переборок 50X75, сосна; 19 — кницы переборок δ = 50; 20 — флоры δ = 50, дуб; 21 — степсы δ = 200, дуб; 22 — транец δ = 10; 23 — брештуки δ = 30, дуб; 24 — пяртнерсы δ = 30, дуб; 25 — подушки δ = 30, дуб; 26 — горизонтальные кницы δ = 30, дуб; 27 — бимсы 50X75, сосна; 28 — бимсы усиленные 75X75, сосна; 29 — обвязка выгородок 30Х50; 30 — обвязка диванов и подвесных коек 30X50; 31 — облицовка вырезов переборок δ = 30, дуб; 32 — бимсы настила княвдигеда δ = 50, дуб; 33 — продольные рейки настила княвдигеда 50X30, дуб; 34 — фальшборт настила княвдигеда δ = 30, дуб; 35 — руслени δ = 20, дуб; 36 — кницы русленей δ = 50, дуб; 37 — опора русленя 30×50, дуб; 38 — транцевые кницы δ = 50, дуб; 39 — планширь фальшборта δ = 20, дуб; 40 — недгедсы 100Х100; 41 — шельф 50X25; 42 — металлический фальшкиль 100X225, сталь, чугун; 43 — болты фальшкиля М12; 44 — болты закладки М10; 45 — болты флоров М8; 46 — болты крепления книц, М8; 47 — шуруп 5X36; 48 — шуруп 5X45. |
Набор палубы и поперечные сечения увеличить, 1500Х1243, 306 КБ Объяснение позиций — см. рис. Конструктивный чертеж корпуса и закладка. |
Изготовление корпуса начинайте со сборки закладки (киль со штевнями) и переборок. Эти узлы обычно собираются по шаблонам, снятым с плаза, или прямо на плазе.
Форштевень вытесывается из бруса сечением 200X225. Если бруса такого сечения нет, придется взять доски или бруски меньших размеров и из них выклеить необходимый пакет. В крайнем случае, если клея нет, все составные части пакета должны быть проклепаны между собой заклепками d = 5 – 6 мм при шаге не более 150 мм.
Можно изготовить клееной и всю закладку в целом. Форштевень выклеивается из досок толщиной до 15 мм, киль — из двухдюймовых досок; при этом не потребуется распаривать заготовки для изгиба по цулаге.
Киль и штевень можно соединить «на ус» склеиванием при разгоне стыка не менее 2 м. В этом случае можно будет обойтись и без кнопа. При сборке закладки на нее сразу же устанавливают старнкницу.
При сборке поперечных переборок на вырезанные по плазовым данным фанерные листы устанавливают обвязку и флоры. На переборках шп. 1/2, 6 и 9 обвязка должна выступать за контур переборки на величину малки, которую также следует снять с плаза. На высоте 1500 мм от ОЛ судна на все переборки со стороны, свободной от обвязки, прибиваются шергеня из реек сечением 50X75. В переборках сразу же выпиливаются вырезы для прохода продольного набора. Тонкость такова, что эти вырезы лучше сделать несколько меньшего размера (в свету), чем сами сечения балок набора; это обеспечит возможность плотной подгонки по месту — при окончательной сборке корпуса.
На стапеле сначала выставляют закладку, переборки и транец, затем подгоняют и ставят привальные, скуловые и фальшбортные брусья. Весь продольный набор и закладку соединяют с обвязкой переборок болтами М10.
Конструкция стапеля для сборки яхты 1 — брус 150X200; 2 — брус 200X200; 3 — шергень; 4 — переборка; 5 — гвозди диаметром 3 мм. |
Теперь с выставленного набора снимаются шаблоны для раскроя листов обшивки днищевых и скуловых поясьев, бортов и фальшбортов. Листы каждого пояса заранее стыкуются склеиванием «на ус» с длиной заусовки не менее 12 толщин фанеры. Если стыковка выполняется на подкладной планке (на клею или без него) ширина планки, вырезаемой обычно из той же фанеры, что и соединяемые листы, должна быть не менее 25 толщин.
При склеивании бакфанеры соединяемые поверхности должны быть зачищены до полного удаления бакелитового лака, препятствующего адгезии — сцеплению частиц клея. При стыковке фанеры без применения клея соединение надо проклепать медными заклепками d = 3-4 мм в шахматном порядке с шагом заклепок и расстоянием между рядами не более 50 мм и с обязательной подмазкой густотертой краской.
Листы обшивки обычно раскраиваются с небольшим (30—50 мм) припуском, который удаляется при подгонке предварительно собранного пояса по набору. Поясья обшивки устанавливаются и крепятся к набору, начиная с днищевых и кончая фальшбортами, поочередно на правом и левом бортах. Обшивка крепится к килю — шурупами 5X36 с шагом 70 мм; к другим продольным связям — шурупами 5X45 шагом 100 мм, к обвязке переборок — теми же шурупами из расчета каждый пояс четырьмя шурупами в каждый тимберс.
Обшивку лучше ставить на водостойком клею или на густотертых белилах. При использовании белил все скулы снаружи необходимо обить медными полосами 1,5X50 на медных гвоздях 2X40 или оклеить полосками стеклоткани. Наилучшим вариантом будет оклейка всего корпуса.
Княвдигед и деревянный фальшкиль собираются отдельно от корпуса по шаблонам, снятым с плаза. На чертеже показана сборка этих деталей только на болтах с промазкой белилами. Если применяется клей, количество болтов можно уменьшить втрое, ограничившись их количеством, необходимым для надежной запрессовки склеиваемых частей.
Когда монтаж обшивки завершен, в корпусе по палубе и крыше рубки натягиваются струны, обозначающие ДП. На привальных и фальшбортовых брусьях размечается положение бимсов (с учетом их толщины); по привальным брусьям устанавливаются шельфы. Бимсы выпиливаются по шаблонам с плаза, причем на них обязательно отмечается положение ДП. По концам высоту бимсов нужно уменьшить до 50 мм. По верхней кромке бимса обычно дается припуск около 10 мм, по концам — по 50 мм.
Некоторую сложность представляет врезка концов бимсов в опорные брусья. Обычно начинают с того, что заготовки бимсов раскладывают на свои места, но в перевернутом положении, следя за тем, чтобы риска ДП на бимсе точно совпадала со струной. На верхнюю кромку каждого бимса (которая в данном положении будет находиться внизу) выносят риску положения внутренней кромки продольных опорных брусьев. Затем бимсы снимаются. От имеющихся рисок делают предварительную разметку длины врезных частей, которая должна быть равна 60 мм по фальшбортам и 40 мм по шельфу. Бимсы устанавливают на места (в нормальное положение). Во внутренней кромке опорного бруса вертикально прикладывают линейку (обычно это делается со стороны, где кромка бимса короче), и бимс двигают так, чтобы линейка совпала с отметкой положения кромки бруса на верхней кромке. Теперь по линейке на бимсе прочерчивают линию внутреннего края врезки и концы бимса обрезают по разметке.
Подгонка концов бимсов к привальному брусу а — причерчивание бимса 2 по внутренней кромке бруса 1; б — разметка врезной части на концах бимса; в — перенос разметки на сторону бимса, обращенную внутрь корпуса; г — разделка конца бимса. |
При помощи циркуля размеры шипов на концах бимсов (высоту и длину шипа и толщину бимса) переносят на соответствующие места опорных брусьев; по разметке делают запилы и выдалбливают гнезда с расчетом на окончательную подгонку при установке бимса. Концы бимсов крепятся в гнездах шурупами 5X45.
Все вырезы под люки в палубе оформляются карленгсами и полубимсами, которые врезаются в опорные брусья так же, как и бимсы.
По чертежу устанавливаются все горизонтальные кницы палубы, пяртнерсы и подушки, которые крепятся сквозными болтами М8 к бимсам и продольному набору.
Когда подпалубный набор установлен, вырезают листы настила палубы и крепят их шурупами 5х45 по контуру шагом 70 мм в шахматном порядке, а по бимсам шагом 200 мм. Отдельные листы настила стыкуются так же, как и листы обшивки.
Об отделке, оборудовании и парусном вооружении яхты «Старина» см. здесь.
Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1973 г.
[…] Первую часть статьи (постройка корпуса) см. здесь. […]