Моторно-парусная дори

Проект лодки «Дрэскомб» для самостоятельной постройки. Моторно-парусная дори «Дрэскомб»Лодки флотилии «Дрэскомб», о которых рассказывалось на этой странице, заинтересовали многих любителей водных путешествий. Читателей привлекли стройные формы корпуса, разработанные Джоном Уоткинсоном по мотивам знаменитых ньюфаундлендских дори, высокие мореходные качества лодок (в статье рассказывалось о плаваниях на «Дрэскомб Логгерах» из Англии в Австралию и через Атлантический океан), возможность использования их для смешанного плавания – как по рекам, так и с выходом в море, наличие одновременно мотора, паруса и весел и многие другие достоинства «Дрэсксмбов», о которых рассказывалось в упомянутой статье.

Предлагаемые вниманию судостроителей-любителей чертежи моторно-парусной дориразработаны по предоставленным редакции сборника материалам фирмы «Хоннор Мэрин» – строителя серийных судов типа «Дрэскомб Логгер». При подготовке проекта учтены реальные возможности «домашних верфей», применены наиболее доступные в наших условиях материалы.

Основные данные лодки «Дрэскомб»
Длина наибольшая, м 5,7
Длина по КВЛ, м 4,6
Ширина наибольшая, м 1,91
Ширина по КВЛ, м 1,52
Осадка корпусом, м 0,26
Осадка со швертом, м 1,2
Вес лодки с полной оснасткой, кг 380
Водоизмещение при осадке по КВЛ, кг 550
Площадь парусности, м. кв. 12,3
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с. 3-8
Скорость с ПМ «Прибой» (5 л. с.), км/ч 11

 

Таблица плазовых ординат
Линия № шпангоута
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тр.
Высоты от ОЛ. мм
Киль – ЛК 260 61 10 0 7 25 51 88 128 173 221
Паз – П1 355 300 250 215 186 176 179 190 210 235 263 265
Паз – П2 520 456 405 360 325 310 310 324 348 378 405 415
Паз – П3 740 680 624 580 550 530 522 534 560 593 628 667
Борт – ЛБ 965 910 864 825 792 778 762 760 760 770 780
Полушироты от ДП, мм
Борт – ЛБ 286 510 689 820 900 945 955 932 880 795 685 545
Паз – П3 230 466 655 800 895 945 955 932 880 795 685 545
Паз – П2 140 363 551 699 795 848 860 838 784 705 608 555
Паз – П1 52 225 380 510 605 660 671 649 595 514 415

 

Теоретический чертеж моторно-парусной дори
Теоретический чертеж корпуса
Увеличить 1824х1424, 179 кб
Способы обшивки корпуса
Способы обшивки корпуса:
а — внакрой («клинкер»); б — с использованием бруска (в кормовой оконечности); в — встык с использованием скрепок из проволоки; г — паз в окончательном виде.
1 — медная шайба; 2 — гвоздь-заклепка; 3 — брусок; 4 — оклейка стеклопластиком основная; 5 — лента стеклоткани по кромке пояса; 6 — скрепка из медной проволоки диаметром 2—2,5 мм; 7,8 — полосы стеклоткани по стыку.

Корпус обшивается полосами бакелизированной фанеры толщиной 7 мм по методу «кромка на кромку» (клинкер); фанера широко используется также в конструкции шпангоутов – переборок, бортовых сидений и палубы. При установке обшивки по каждому пазу поясья фанеры склеиваются и проклепываются 3-миллиметровыми медными гвоздями-заклепками на шайбах с шагом 60-80 мм. Получающиеся в местах перекроя поясьев (он должен быть в пределах 15-20 мм) утолщения служат своеобразными продольными ребрами жесткости, что позволяет получить достаточно прочный корпус при малом числе узлов набора; шпангоутов всего пять. Кроме того, немаловажную роль в обеспечении жесткости и прочности корпуса играют вертикальные стенки и горизонтальные поверхности продольных банок и палубы.

Можно предложить и другой, более современный метод постройки корпуса с теми же «гранеными» обводами. Поясья сшивают между собой скрепками из медной проволоки, а затем с обеих сторон проклеивают пазы в несколько слоев лентами из стеклоткани на эпоксидной смоле. Скрепки являются, главным образом, монтажным средством соединения, основную роль в обеспечении прочности играет стеклопластик. ленинградские судостроители-любители использовали его для постройки 8-метровой фанерной яхты, причем вместо скрепок применили прочную капроновую нить!)

По трудоемкости и надежности оба способа примерно равноценны. Однако многие сторонники клинкерной обшивки считают, что выступающие кромки верхних поясьев хорошо отражают брызги и способствуют умерению качки на волнении. Следует при использовании второго способа иметь в виду, что при недостаточно хорошем проклеивании пазов стеклотканью возможны попадание в них влаги и быстрое загнивание древесины, оказывающейся закрытой с обеих сторон стеклопластиком.

В качестве руководства по постройке корпуса, его оклейке стеклопластиком и окраске, а также по шитью парусов можно рекомендовать книгу «15 проектов судов для любительской постройки», изданную «Судостроением» в 1974 и 1975 гг. Остановимся здесь лишь на некоторых особенностях, изготовления корпуса лодки дори и ее вооружения.

Лекала и закладка на стапеле
Лекала и закладка на стапеле
1 — форштевень; 2 — верхний стапельный брус; 3 — распорки лекала; 4 — лекало; 5 — транец;
6 — киль; 7 — днищевой пояс наружной обшивки; 8 — нижний стапельный брус.

Сборку корпуса удобнее вести на стапеле в нормальном положении, т. е. вниз килем. Поясья обшивки ставятся на поперечные лекала, установленные на собранную заранее закладку – киль с форштевнем и транцем. При изготовлении лекал (они соответствуют 2, 4, 6 и 8 шпангоутам теоретического чертежа) толщину обшивки необходимо откладывать внутрь обвода шпангоутов, так как таблица ординат составлена по наружной поверхности обшивки. За линии пазов в ней приняты положения кромок верхних поясьев.

Конструкция корпуса
Конструкция корпуса
Увеличить, 2487х2040, 656 кб
1 — гакаборт, фанера 2 слоя δ = 6; 2 — планширь гакаборта, 20×50, дуб; 3 — угловой брус, заготовка 40X80; 4 — рейка 28X28; 5 — подмоторная доска, 38X150X150; 6 — угольник 3X32X32, L = 150; 7 — продольная переборка рецесса, фанера, δ = 7; 8 — поддон рецесса, фанера δ = 7; 9 — степс мачты; 10 — планширь рулевого колодца, 20Х170X600, дуб; 11 — стенка рулевого колодца, фанера δ = 7; 12 — шпонка колодца, δ = 34, дуб; 13 — переборка продольной банки, фанера δ = 5-6; 14 — шпонка швертового колодца, δ = 25, дуб; 15 — планширь швертового колодца, 22X110, дуб; 16 — подуключина; 17 — обшивка борта и днища, бакфанера δ = 7; 18 — швартовная утка, L = 220; 19 — брештук; 20 — штаг-путенс 4X22, сталь; 21 — оковка форштевня, сегмент 4X16, сталь (крепить на шурупах 3,5X25 с шагом 100 мм); 22 — форштевень, склеить из 8 реек сечением 10X60; 23 — дубовая накладка 12×35; 24 — шуруп 4X30; ставить в шахматном порядке через 40 мм; 25 — киль, 30X150; 26 — ось шверта, диаметр 14; 27 — шверт, δ = 12-14, сталь; 28 — фальшкиль, 20X80, дуб; 29 — винт М6; 30 — основание колодца, 28X100; 31 — перо руля, δ = 4-6, сталь; 32 — стойка 20X100; 33 — пенопласт; 34 — доска 30x220x500; 35 — подушка 20X120; 36 — винт М5; 37 — транец, фанера δ = 7; 38 — палуба юта, фанера δ = 6; 39 — пайолы, фанера δ = 6; 40 — настил продольных банок, фанера δ = 6; 41 — палуба бака, фанера δ = 6; 42 — бимс, 25X60; 43 — мидельвейс, 22×100; 44 — накладка планширя, фанера δ = 12; 45 — планширь, 12×50, дуб; 46 — заклепка диаметр 3, медь; 47 — рейка привального бруса, 20X40; 48 — бимс транца 25×40 (склеить из трех реек); 49 — обвязка транца 25X60; 50 — скуловой стрингер, 40×25, L = 500; 51 — топтимберс, δ = 22; 52 — флортимберс 22×40; 53 — полотно переборки, фанера δ = 6; 54 — флор 22X80X300; 55 — подлегарс 22×40; 55 — рейка 25X25; 57 — кница колодца, 22X160, дуб; 58 — флортимберс 22X75; 59 — рейка 22X30; 60 — бимс, 22X70; 61 — баллер, труба 30X3, сталь; 62 — щеки баллера, 3X130X170; 63 — накладка — подшипник баллера, латунь.
Конструкция корпуса
Увеличить, 2567х2056, 532 кб

Киль и форштевень перёд установкой на стапель должны быть предварительно смалкованы для плотного прилегания концов поясьев обшивки. Малка с лекал снимается по месту при помощи рейки или длинного листа обшивочной фанеры. Для подгонки поясьев обшивки рекомендуется сделать шаблон из полосы обычной строительной фанеры или оргалита на всю длину корпуса. Закрепив шаблон к лекалам гвоздиками, на его внутреннюю сторону наносят риски против отметок линий пазов на каждом лекале. Сняв затем шаблон, по этим рискам при помощи гибкой рейки прочерчивают кромки будущего пояса. (При этом по верхней кромке всех поясьев, кроме ширстрека, дается припуск 15-20 мм специально для образования перекроя). Наложив шаблон на предварительно склеенную заготовку пояса, переносят на нее, накалывая шилом точки, очертания кромок будущего пояса и по ним вырезают его.

Начинают обшивку с нижнего днищевого пояса, закрепляя его к килю шурупами 3X30 с шагом 60 мм. В кормовой части следующий пояс подходит к его кромке уже под некоторым углом. Это не позволяет получить необходимый для клепки перекрой, так что здесь лучше соединение кромок выполнить встык на подкладном бруске или с помощью скрепок и проклейки стеклотканью, как описывалось выше, обрезав припуск по верхней кромке днищевого пояса на соответствующей длине. Прилегающие поверхности кромок поясьев тщательно зачищаются и перед клепкой промазываются клеем.

У форштевня поясья обшивки должны соединяться вгладь. Здесь на расстоянии примерно 809 мм придется снять фаску – прострогать, срезая угол, и верхнюю кромку ранее поставленного пояса, и внутреннюю поверхность нижней кромки следующего пояса. (Профессиональные строители делают в обеих кромках выборки по типу шпунта, но это требует очень тщательного исполнения.)
Парусное вооружение лодки «Дрэскомб»
Парусное вооружение лодки «Дрэскомб»
Увеличить, 1976х2503, 776 кб
а — топ бизань-мачты; б — топ грот-мачты; в — крепление рейка и паруса к грот-мачте;
г — крепление грота-фала и галса;
1 — бизань-выстрел; 2 — блок бизань-шкота; 3 — бизань-шкот; 4 — бизань 2,1 м²; 5 — сезневка, капрон Ø 4—6 мм; 6 — бизань-мачта; 7 — грота-шкот; 8 — риф-кренгельс; 9 — риф-штерт; 10 — грот 6,8 м²; 11 — реек; 12 — грот-мачта; 13 — стаксель 3,4 м²; 14 — барабан устройства для закрутки стакселя; 15 — трос закрутки стакселя; 16 — галс; 17 — стаксель-шкот; 18 — штаг-путенс; 19 — ванта, стальной тросик 2,5—3,2 мм; 20 — утка для троса закрутки; 21 — вант-путенс; 22 — шверт-тали; 23 — кипа стаксель-шкота, текстолит; 24 — стопор шкота; 25 — утка грота-шкота; 26 — погон грота-шкота; 27 — утка бизань шкота; 28 — степс выстрела, дуб; 29 — бейфут, капрон Ø 6 мм; 30 — стропка рейка, капрон Ø 6 мм; 31 — чиксы, дуб; 32 — блок грота-фала; 33 — стропка; 34 — грота-фал; 35 — планка для регулировки натяжения штага и вант (6 штук); 35 — вертлюг; 37 — шарики-раксклоты, текстолит; 38 — оковка рейка; 39 — нагель, латунь; 40 — кофель-нагельная планка, дуб; 41 — скоба с блоком грота-шкота; 42 — бобышка; 43 — палец Ø 8 мм; 44 — вант-путенс δ = 3; 45 — планка 15X80X60, дуб; 46 — винт М6; 47 — накладка 20X50X100.
Парусное вооружение
д — погон грота-шкота; е — вант-путенс.

К лекалам поясья крепятся временно (гвоздями) с таким расчетом, чтобы, когда вся обшивка будет проклепана, лекала можно было вынимать, последовательно заменяя их шпангоутами, а отверстия от гвоздей использовать для заворачивания шурупов в шпангоуты. Чтобы упростить установку шпангоутов, рекомендуется их детали, прилегающие к обшивке, подгонять по отдельности и собирать шпангоуты прямо в корпусе. На время этих работ борта в месте установки шпангоута нужно немного развести – расперев брусьями до нужной ширины. В шпангоутах необходимо заранее сделать врезки для опорных реек продольных банок.

На описываемой дори применен шверт «тяжелого» типа, вырезаемый из стального листа толщиной 12-14 мм. Вес его составляет около 45 кг, что в сочетании с динамическими нагрузками при посадке на мель или даже просто на качке предъявляет повышенные требования к прочности швертового колодца. Основание, распорные кницы и шпонки колодца нужно обязательно сделать из дуба, стенки – из бакелизированной фанеры толщиной 7-10 мм. Основание лучше всего стянуть болтами с килем; во всех соединениях надо использовать только водостойкий клей. Второй колодец – меньших размеров – делается для подъемного руля.

Мачты, выстрел и реек – сплошные, круглого сечения, однако лучше склеить каждую деталь из двух-четырех сосновых брусков; клееный рангоут получается более прочным и меньше коробится при колебаниях влажности.

Бизань-мачта стоячего такелажа не имеет; она удерживается в металлическом степсе и деревянном пяртнерсе – планшире рулевого колодца. Грот-мачта поддерживается парой вант и штагом, роль которого может выполнять стальной ликтрос по передней шкаторине стакселя, если будет установлено устройство для его закрутки, описанное в упомянутой книге «15 проектов судов». Попутно отметим, что при оснащении лодки полезным руководством может быть и другая книга того же издательства «Судостроение» – «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» (1977 г.), в которой имеется специальная глава об оснастке малых парусных судов. Бизань-выстрел нужно сделать съемным; это упростит швартовку кормой к бону и управление лодкой, когда не используются паруса. Несмотря на довольно высокую водостойкость бакелизированной фанеры открытые кромки поясьев нуждаются в хорошей защите от влаги. Оклеивать корпус стеклотканью следует в два приема. Сначала надо проложить полоски ткани по всем наружным кромкам (два-три слоя), перепуская на каждый пояс край полосы шириной по 25-40 мм. Затем накладывается полоса стеклоткани на всю ширину пояса с перекроем ранее оклеенных участков по его краям. Оклейка корпуса целым полотнищем за один прием не гарантирует хорошего качества: в углах вдоль кромок поясьев образуются пустоты, в которые впоследствии проникает вода.

Для гребли лодку нужно снабдить парой съемных поперечных банок (с размерами 28X250X1200 мм.), которые укладывались бы поверх продольных сидений и фиксировались от смещения вдоль лодки простейшими ограничителями, например, в виде бобышек, прикрепленных к бортам у передней и задней кромок банок. Оптимальная длина весел для дори – 3300 мм.

Непотопляемость лодки может быть обеспечена герметизацией средних отсеков под продольными банками (между шпангоутами 4 и 6) или заполнением их легким пенопластом. В первом случае нужно предусмотреть герметически закрываемые лючки в вертикальных стенках отсеков для периодического их осмотра, ремонта и сушки.

Предвидя вопросы читателей о возможности замены водостойкой фанеры другими материалами, ответим, что для постройки дори можно использовать листовой стеклопластик, стеклотекстолит и даже обычную строительную фанеру, если сверху оклеить обшивку несколькими слоями стеклоткани до получения необходимой жесткости и прочности. Достаточна толщина стеклопластиковой обшивки в 4-5 мм, если ее дополнительно подкрепить набором из пенопласта. Если и эти материалы также окажутся недоступны, можно воспользоваться рейками или обшивать корпус широкими поясьями, склеенными по кромкам из еловых или сосновых досок. Технология постройки судов с такой обшивкой подробно описана в книге «15 проектов судов».