Кто же все-таки прав?

Потери в Великой Отечественной Войне. Кто же все-таки прав?

Архивы, архивы – как же вы свя­щен­ны, ну прям как Свя­щен­ное Пи­са­ние (в любой из 3-х ав­ра­ами­че­ских ре­ли­гий).

Самым свя­щен­ным в ар­хи­вах счи­та­ет­ся число потерь СССР в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Начнем с граж­дан­ских и «за­ку­сим» во­ен­ны­ми!

А для начала по­смот­рим, как ме­ня­лось общее число потерь (граж­дан­ских и во­ен­ных) в со­вет­ской ис­то­рио­гра­фии.

 

В ре­зуль­та­те немец­ко­го втор­же­ния Со­вет­ский Союз без­воз­врат­но по­те­рял в боях с нем­ца­ми, а также бла­го­да­ря немец­кой ок­ку­па­ции и угону со­вет­ских людей на немец­кую ка­тор­гу — около семи мил­ли­о­нов че­ло­век. Иначе говоря, Со­вет­ский Союз по­те­рял людьми в несколь­ко раз больше, чем Англия и Со­еди­нен­ные Штаты Аме­ри­ки, вместе взятые. Воз­мож­но, что кое-где склон­ны пре­дать за­бве­нию эти ко­лос­саль­ные жертвы со­вет­ско­го народа, обес­пе­чив­шие осво­бож­де­ние Европы от гит­ле­ров­ско­го ига.

(Ин­тер­вью тов. И. В. Ста­ли­на с кор­ре­спон­ден­том «Правды» от­но­си­тель­но речи г. Чер­чил­ля. «Правда» №62 от 14 марта 1946 года)

 

Победа далась нашему народу нелег­ко. Столь же­сто­кой войны, какую пе­ре­нес Со­вет­ский Союз, не вы­па­да­ло на долю ни одному народу. Война унесла более два­дца­ти мил­ли­о­нов жизней со­вет­ских людей. Она оста­ви­ла де­сят­ки мил­ли­о­нов сирот, вдов, ин­ва­ли­дов. Какая бездна че­ло­ве­че­ских стра­да­ний и горя стоит за этими циф­ра­ми! У нас редко можно встре­тить семью, в ко­то­рой бы война не оста­ви­ла свой тра­ги­че­ский след. Гибель со­вет­ских людей — наша самая тя­же­лая утрата. И мы ни­ко­гда не за­бу­дем ни одной капли крови, про­ли­той со­вет­ски­ми людьми за нашу Родину, ее сво­бо­ду и сча­стье.

(ВЕ­ЛИ­КАЯ ПОБЕДА СО­ВЕТ­СКО­ГО НАРОДА. ДОКЛАД ТО­ВА­РИ­ЩА Л. И. БРЕЖ­НЕ­ВА. «Правда» № 129 от 9 мая 1965 года)

 

Победа далась нелег­ко. Воина унесла более два­дца­ти мил­ли­о­нов жизней со­вет­ских людей. На тер­ри­то­рии СССР, под­верг­шей­ся ок­ку­па­ции, фа­шист­ские за­хват­чи­ки ис­тре­би­ли и за­му­чи­ли 6.074.857 мирных жи­те­лей — мужчин, женщин, детей и 3.912 283 со­вет­ских во­ен­но­плен­ных. В это число жертв не входят многие сотни тысяч со­вет­ских людей, за­губ­лен­ных в гит­ле­ров­ских конц­ла­ге­рях на тер­ри­то­рии Польши, Гер­ма­нии, Ав­стрии, в ла­ге­рях смерти Ос­вен­цим, Дахау, Май­да­нек, Зак­сен­ха­у­зен, Бу­хен­вальд и других. 4.128.796 со­вет­ских граж­дан угнали ок­ку­пан­ты в гит­ле­ров­скую Гер­ма­нию. Многие из них по­гиб­ли в так на­зы­ва­е­мых ра­бо­чих ла­ге­рях.

(Р. Ру­ден­ко. За­бве­нию не под­ле­жит. «Правда» № 83 от 24 марта 1969 года)

 

Цена войны для нашего народа — а эта цифра не окон­ча­тель­ная, ис­сле­до­ва­ния про­дол­жа­ют­ся — около 27 мил­ли­о­нов жизней. От­вет­ствен­ность за них несут гит­ле­ров­ский фашизм и его по­кро­ви­те­ли, раз­вя­зав­шие войну против пер­во­го в мире со­ци­а­ли­сти­че­ско­го го­су­дар­ства. Не можем мы снять от­вет­ствен­ность и с то­гдаш­не­го по­ли­ти­че­ско­го ру­ко­вод­ства страны, не су­мев­ше­го предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие. Хотя вопрос, как это можно было сде­лать, оста­ет­ся от­кры­тым.

Что же ка­са­ет­ся цены победы, то в нее входят из­держ­ки и потери, по­не­сен­ные в ак­тив­ной борьбе против за­хват­чи­ков. Недав­но от­кры­тые ар­хив­ные до­ку­мен­ты Ге­не­раль­но­го штаба сви­де­тель­ству­ют: Со­вет­ские Во­ору­жен­ные Силы по­те­ря­ли в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной (сюда вклю­че­на и кам­па­ния против им­пе­ри­а­ли­сти­че­ской Японии) уби­ты­ми, про­пав­ши­ми без вести, по­пав­ши­ми в плен и не вер­нув­ши­ми­ся из него, умер­ши­ми от ран, по бо­лез­ни, от несчаст­ных слу­ча­ев 8 мил­ли­о­нов 668 тысяч че­ло­век.

Ос­нов­ная масса потерь при­хо­дит­ся на первые годы войны. 20 про­цен­тов вы­па­да­ет на 1941 год, треть — на 1942-й.

Ра­не­ные, кон­ту­же­ные, об­мо­ро­жен­ные, за­бо­лев­шие со­ста­ви­ли 18 мил­ли­о­нов (в их число вошли те, кто по­лу­чил одно, два и больше ра­не­ний). По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство из них после ле­че­ния вер­ну­лись в войска или в на­род­ное хо­зяй­ство.

Если же го­во­рить о по­те­рях про­тив­ни­ка, то Гер­ма­ния по­те­ря­ла во 2-й Ми­ро­вой войне уби­ты­ми, ра­не­ны­ми, про­пав­ши­ми без вести 8 мил­ли­о­нов 333,9 тысячи че­ло­век.

(ВОЙНА. НАРОД. ПОБЕДА. Ин­тер­вью кор­ре­спон­ден­та «Из­ве­стий» с кан­ди­да­том ис­то­ри­че­ских наук пол­ков­ни­ком Н. Ра­ма­ни­че­вым, док­то­ром фи­ло­соф­ских наук ге­не­рал-май­о­ром в от­став­ке С. Тюш­ке­ви­чем, на­чаль­ни­ком отдела Ин­сти­ту­та во­ен­ной ис­то­рии МО СССР кан­ди­да­том юри­ди­че­ских наук пол­ков­ни­ком юс­ти­ции А. Еме­ли­ным. «Из­ве­стия» № 129 от 8 мая 1990 года)

 

Война унесла почти 27 мил­ли­о­нов жизней со­вет­ских людей. А кроме того, были мил­ли­о­ны ра­не­ных, кон­ту­же­ных, об­мо­ро­жен­ных.

(Доклад М. С. ГОР­БА­ЧЕ­ВА на Тор­же­ствен­ном со­бра­нии в Москве, по­свя­щен­ном 45-летию Победы со­вет­ско­го народа в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне. «Из­ве­стия» № 130 от 9 мая 1990 года)

 

Так кто же ока­зал­ся ближе всех к истине?

 

Начнем с Ру­ден­ко.

Он был глав­ным об­ви­ни­те­лем от СССР на Нюрн­берг­ском про­цес­се, про­хо­див­шем с 20 ноября 1945 по 1 ок­тяб­ря 1946 года. Причем про­цесс был от­кры­тым – на каждом за­се­да­нии при­сут­ство­ва­ли кор­ре­спон­ден­ты ан­ти­гит­ле­ров­ской ко­а­ли­ции (СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции). Отчеты по каж­до­му за­се­да­нию пе­ча­та­лись в цен­траль­ных га­зе­тах вы­ше­при­ве­ден­ных стран, как го­во­рит­ся по го­ря­чим следам, т.е. на сле­ду­ю­щий день после за­се­да­ния. В СССР они пе­ча­та­лись в «Правде» и «Из­ве­сти­ях» (сейчас, по край­ней мере, в от­кры­том до­сту­пе есть под­шив­ки данных газет за все время СССР).

Меня уди­ви­ло то, что он был ав­то­ром статьи 1969 года (в газете «Правда»), а до этого вре­ме­ни данные озву­чен­ные им якобы были сверх­сек­рет­ны­ми. Т.е. он как глав­ный об­ви­ни­тель пошел на поводу у Ста­ли­на (ин­тер­вью тов. И. В. Ста­ли­на с кор­ре­спон­ден­том «Правды» от­но­си­тель­но речи г. Чер­чил­ля. «Правда» №62 от 14 марта 1946 года) и под стра­хом рас­стре­ла или 10 лет без права пе­ре­пис­ки не ре­шил­ся на про­цес­се на­звать «ре­аль­ные данные» зверств немец­ко-фа­шист­ских за­хват­чи­ков на тер­ри­то­рии СССР.

Ну, может быть, еще одна «бур­жу­аз­но-де­мо­кра­ти­че­ская» при­чи­на – Сталин от всего мира (в том числе от на­се­ле­ния СССР) скры­вал эти данные и Ру­ден­ко привел их на за­се­да­нии про­цес­са, на ко­то­рое по лич­но­му ука­за­нию Ста­ли­на ко­вар­ные НКВ­Деш­ни­ки не пу­сти­ли ни одного кор­ре­спон­ден­та (шучу, ко­неч­но).

На это, кстати, об­ра­тил вни­ма­ние В. Зем­сков https://​www.​politpros.​com/​journal/​read/?​ID=1571.

Пре­тен­зии Ше­вя­ко­ва к ЧГК в данном во­про­се со­вер­шен­но неспра­вед­ли­вы. Мест­ные ко­мис­сии ЧГК про­ве­ли кро­пот­ли­вую работу по уста­нов­ле­нию потерь (уби­ты­ми и за­му­чен­ны­ми) граж­дан­ско­го на­се­ле­ния на бывшей ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии. Всего ими было на­счи­та­но 6,8 млн. таких жертв. До конца 1960-х годов эта цифра была строго за­сек­ре­че­на и впер­вые опуб­ли­ко­ва­на в 1969 году в статье быв­ше­го глав­но­го об­ви­ни­те­ля от СССР на Нюрн­берг­ском про­цес­се Р.А. Ру­ден­ко (см.: Ру­ден­ко Р.А. За­бве­нию не под­ле­жит // Правда, 24 марта 1969 г. С. 4). Она же при­ве­де­на и в вы­шед­шем в 1973 году 10-м томе «Ис­то­рии СССР с древ­ней­ших времён до наших дней» (см.: Ис­то­рия СССР с древ­ней­ших времён до наших дней. — М., 1973. Т. 10. С. 390). Какого-либо се­рьёз­но­го недо­учё­та, во­пре­ки утвер­жде­нию Ше­вя­ко­ва, в ста­ти­сти­ке ЧГК не про­сле­жи­ва­ет­ся, а вот за­вы­ше­ние данных бес­спор­но при­сут­ству­ет. Так, мест­ные ко­мис­сии ЧГК неред­ко учи­ты­ва­ли как по­гиб­ших всех прежде здесь про­жи­вав­ших жи­те­лей со­жжён­ных без­люд­ных де­ре­вень, а потом вы­яс­ня­лось, что эти люди вовсе не по­гиб­ли, а просто пе­ре­се­ли­лись на жи­тель­ство в другие районы. В число жертв вклю­ча­ли даже людей, на­хо­див­ших­ся в эва­ку­а­ции. По этому поводу ака­де­мик РАН Ю.А.По­ля­ков от­ме­чал: «Из­вест­но, на­при­мер, что по многим го­ро­дам сразу после войны людей, эва­ку­и­ро­вав­ших­ся в 1941 году и не вер­нув­ших­ся, за­но­си­ли в списки потерь, а потом они воз­вра­ща­лись откуда-нибудь из Таш­кен­та или Алма-Аты» (По­ля­ков Ю.А. Ос­нов­ные про­бле­мы изу­че­ния люд­ских потерь СССР в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне // Люд­ские потери СССР в период Второй ми­ро­вой войны. — СПб., 1995. С. 11). На прак­ти­ке же мест­ные ко­мис­сии ЧГК вно­си­ли в списки по­гиб­ших и за­му­чен­ных немало живых людей, от­сут­ство­вав­ших по раз­лич­ным другим при­чи­нам. Для нас со­вер­шен­но ясно, что данные ЧГК о гибели граж­дан­ско­го на­се­ле­ния на ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии (6,8 млн.) пре­уве­ли­че­ны не менее чем в 2 раза. Ко­неч­но, от­ри­цать ге­но­цид, террор и ре­прес­сии ок­ку­пан­тов и их по­соб­ни­ков нельзя, и, по нашим оцен­кам, такие жертвы, с учётом боевых потерь пар­ти­зан из числа мест­ных жи­те­лей, со­став­ля­ли никак не менее 3 млн. че­ло­век. Это — ос­нов­ная со­став­ная часть прямых жертв войны граж­дан­ско­го на­се­ле­ния СССР.

Вот за вы­де­лен­ные мной слова Зем­с­ко­ва я и за­це­пил­ся и стал искать, «в чем собака зарыта.

И нашел.

Ока­зы­ва­ет­ся, с марта по июнь 1946 года в Москву были при­сла­ны рас­че­ты дви­же­ния на­се­ле­ния за период 1941–1945 гг. по каждой об­ла­сти ев­ро­пей­ской части СССР, со­бран­ные рай­ис­пек­то­ра­ми ЦСУ, т.е. по каж­до­му району всех об­ла­стей, бывших под ок­ку­па­ци­ей.

Со­ста­вив свод­ную таб­ли­цу, по­лу­чил сле­ду­ю­щие данные (в тыс. че­ло­век):

На­се­ле­ние на 1 января 1941 года 79 764,3
На­се­ле­ние на 1 января 1946 года 58 608,7
   
Было угнано нем­ца­ми граж­дан­ско­го на­се­ле­ния на ка­тор­гу в Гер­ма­нию 5 146,7
Вер­ну­лось по ре­па­три­а­ции с немец­кой ка­тор­ги 2 949,5
   
По­гиб­ло граж­дан­ско­го на­се­ле­ния в пре­де­лах об­ла­сти/края/рес­пуб­ли­ки в ре­зуль­та­те ис­треб­ле­ния его нем­ца­ми, немец­ких бом­бар­ди­ро­вок и других немец­ких ре­прес­сий за период ок­ку­па­ции 3 947,4
   
Умерло граж­дан­ско­го на­се­ле­ния по другим при­чи­нам за период 1941–1945 гг. 7 650,9
Ро­ди­лось за период 1941–1945 гг. 4 876,2
   
Эва­ку­и­ро­ва­лось за пре­де­лы об­ла­сти/края/рес­пуб­ли­ки 6 272,2
Вер­ну­лось из эва­ку­а­ции 3 123,4
   
Выбыло из со­ста­ва граж­дан­ско­го на­се­ле­ния, а также уехало граж­дан­ско­го на­се­ле­ния за пре­де­лы об­ла­сти/края/рес­пуб­ли­ки 11 026,5
Вер­ну­лось из-за пре­де­лов СССР и из других рес­пуб­лик и об­ла­стей 1 946,1
   
Вер­ну­лось де­мо­би­ли­зо­ван­ных и ин­ва­ли­дов к 1 января 1946 года 2 949,5
   
   

В этой таб­ли­це не учтены данные по Ста­лин­град­ской и Кур­ской об­ла­стям.

Также нужно учесть, что из этих рай­о­нов за годы войны было мо­би­ли­зо­ва­но в РККА не менее 8 млн че­ло­век.

Ну и самое ин­те­рес­ное по Ле­нин­гра­ду – https://​zodchi1.​livejournal.​com/​4542.​html.

…По со­сто­я­нию на начало войны (июль 1941 г) в Ле­нин­гра­де фак­ти­че­ски про­жи­ва­ло 2 652 461 че­ло­век, в том числе: ра­бо­чих и ИТР 921 658, слу­жа­щих 515 934, ижди­вен­цев 747 885, детей 466 984…

…С на­ча­лом войны в Ле­нин­град при­бы­ли бе­жен­цы с окрест­но­стей. Кто-то о них за­бы­ва­ет, а кто-то при этом еще уве­ли­чи­ва­ет число умер­ших, типа их при­бы­ло много и все умерли. Но данные эва­ку­а­ции дают точные цифры.

Бе­жен­цы из При­бал­ти­ки и окрест­ных го­ро­дов и де­ре­вень: До бло­ка­ды Ле­нин­гра­да через го­род­ской эва­ко­пункт было эва­ку­и­ро­ва­но транс­порт­ны­ми сред­ства­ми в глубь страны 147 500 че­ло­век. Кроме того, пе­ре­прав­ле­но пешим по­ряд­ком 9500 че­ло­век. По­след­ние со­про­вож­да­ли в тыл скот и иму­ще­ство.

То есть в городе ста­ра­лись никого не дер­жать и не остав­лять, а пе­ре­прав­ля­ли в тыл тран­зи­том. Что ло­гич­но и вполне обос­но­ван­но. Если кто и остал­ся, то это от­но­си­тель­но неболь­шая часть из­ме­ря­е­мая еди­ни­ца­ми или долями единиц про­цен­тов. В общем на чис­лен­ность на­се­ле­ния города прак­ти­че­ски никак не ска­зав­ша­я­ся…

…В период войны и бло­ка­ды из Ле­нин­гра­да эва­ку­и­ро­ва­лось 1 814 151 че­ло­век (до осени 1942 года), в том числе:

в первый период, вклю­чая пла­но­вую эва­ку­а­цию до бло­ка­ды (с 29 июня и про­дол­жа­лась до 6 сен­тяб­ря 1941 г. вклю­чи­тель­но) — 774 876 чел.,

во второй (2 де­каб­ря 1941 г. по 15 апреля 1942 г.) — 590 581 чел.,

в третий (с 27 мая до 1 ноября 1942 г.) — 448 694 чел.

И еще почти 150 тыс. бе­жен­цев. За год!…

 

А теперь берем данные Упол­но­мо­чен­но­го по г. Ле­нин­гра­ду и Ле­нин­град­ской об­ла­сти Го­су­дар­ствен­ной Пла­но­вой Ко­мис­сии при Совете На­род­ных Ко­мис­са­ров Союза СССР на 1 ноября 1944 года:

В 19 рай­о­нах Ле­нин­гра­да про­жи­ва­ло 924,2 тыс. че­ло­век.

 

Откуда взя­лись данные о 640 тыс. (тем более о 900 тыс.) умер­ших в Ле­нин­гра­де за время бло­ка­ды?

 

Ну и по Бе­ло­рус­ской ССР.

Утвер­жда­ет­ся, что за время войны погиб каждый третий граж­да­нин данной рес­пуб­ли­ки. Если брать данные чис­лен­но­сти на­се­ле­ния на 1 января 1941 года (10 455 тыс. че­ло­век) и на 1 января 1946 года (6 254 тыс. че­ло­век), то можно пред­по­ло­жить, что так оно и есть. Но ведь эти данные не учи­ты­ва­ют всех де­та­лей, а именно (в тыс. че­ло­век):

Было угнано нем­ца­ми граж­дан­ско­го на­се­ле­ния на ка­тор­гу в Гер­ма­нию 754,9
Вер­ну­лось по ре­па­три­а­ции с немец­кой ка­тор­ги 186,9
   
По­гиб­ло граж­дан­ско­го на­се­ле­ния в пре­де­лах рес­пуб­ли­ки в ре­зуль­та­те ис­треб­ле­ния его нем­ца­ми, немец­ких бом­бар­ди­ро­вок и других немец­ких ре­прес­сий за период ок­ку­па­ции 537,9
   
Умерло граж­дан­ско­го на­се­ле­ния по другим при­чи­нам за период 1941–1945 гг. 1 143,4
Ро­ди­лось за период 1941–1945 гг. 655,5
   
Эва­ку­и­ро­ва­лось за пре­де­лы рес­пуб­ли­ки 495,5
Вер­ну­лось из эва­ку­а­ции 419,0
   
Выбыло из со­ста­ва граж­дан­ско­го на­се­ле­ния, а также уехало граж­дан­ско­го на­се­ле­ния за пре­де­лы рес­пуб­ли­ки 1 311,9
Вер­ну­лось из-за пре­де­лов СССР и из других рес­пуб­лик и об­ла­стей 141,8
   
Вер­ну­лось де­мо­би­ли­зо­ван­ных и ин­ва­ли­дов к 1 января 1946 года 384,1

По­лу­ча­ет­ся 487,9 тыс. раз­ни­ца между смерт­но­стью и рож­да­е­мо­стью;

1 170,1 тыс. че­ло­век на 1 января 1946 года (из бе­жен­цев) не вер­ну­лось еще в пре­де­лы рес­пуб­ли­ки;

76,5 тыс. че­ло­век на 1 января 1946 года (из эва­ку­а­ции) не вер­ну­лось еще в пре­де­лы рес­пуб­ли­ки;

ну и если еще учи­ты­вать, что более 1 000 тыс. че­ло­век было мо­би­ли­зо­ва­но в гра­ни­цах рес­пуб­ли­ки и на 1 января 1946 года не все де­мо­би­ли­зо­ва­лись.

 

Вот такие ма­ни­пу­ля­ции про­изо­шли с нашей ис­то­рио­гра­фи­ей после 1956 года (20-й съезд КПСС).

 

А теперь да­вай­те кос­нем­ся во­ен­ных потерь РККА, Вер­мах­та и их со­юз­ни­ков (Вен­грии, Ру­мы­нии и Фин­лян­дии).

Начнем с того что в Вен­грии, Ру­мы­нии и Фин­лян­дии то­таль­ная мо­би­ли­за­ция на­ча­лась уже 1941 году. В Гер­ма­нии она была объ­яв­ле­на в 1943 году.

В СССР же то­таль­ной мо­би­ли­за­ции не было всю войну. Самый стар­ший воз­раст при­зы­ва 1891, и то до седины 1942 года. В ос­нов­ном же при­зы­ва­лись 1910–1923 года рож­де­ния, и то у многих была бронь. Так к этому нужно учи­ты­вать, что на ДВ в по­сто­ян­ной боевой го­тов­но­сти на­хо­ди­лось 35-40 ди­ви­зий и причем всю войну, а также от 20 до 30 ди­ви­зий в За­кав­ка­зье и в Сред­ней Азии, на гра­ни­цах с Тур­ци­ей и Ираном.

К этому нужно до­ба­вить, что если оце­ни­вать ис­то­рию, осо­бен­но пер­во­на­чаль­но­го пе­ри­о­да войны по днев­ни­кам и ме­му­а­рам Галь­де­ра, Бока, Гу­де­ри­а­на, Гота или Ман­штей­на, то потери РККА были в 2-3 раза выше потерь частей Вер­мах­та. А вот если взять вос­по­ми­на­ния со­вет­ских во­е­на­чаль­ни­ков Ро­кос­сов­ско­го, За­ха­ро­ва, Батова, Ле­лю­шен­ко, Белова, Ро­дим­це­ва, Рот­мист­ро­ва, раз­лич­ные сводки и боевые до­не­се­ния (ну хотя бы уровня корпус-фронт), то со­от­но­ше­ние будет об­рат­ным (на одного бойца РККА два сол­да­та про­тив­ни­ка). Вер­махт с со­юз­ни­ка­ми мог про­дви­гать­ся только за счет со­зда­ния 5-6-крат­но­го пре­вос­ход­ства над ча­стя­ми РККА.

Вот и по­лу­ча­ет­ся, что если на офи­ци­аль­ные данные потерь Вер­мах­та в 6,88 млн че­ло­век при­ме­нить это со­от­но­ше­ние, то потери РККА никак не будут выше 3,5 млн че­ло­век. Осо­бен­но нужно учи­ты­вать, что со­от­но­ше­ние потерь после обо­ро­ни­тель­ных боев на Кур­ском вы­сту­пе для Вер­мах­та и его со­юз­ни­ков ста­но­ви­лось еще боль­шим. А на­чи­ная с пол­но­го про­ры­ва бло­ка­ды Ле­нин­гра­да в январе 1944 года (1-й ста­лин­ский удар) и вовсе стало для «ев­ро­ин­те­гра­то­ров» ка­та­стро­фи­че­ское (по 6-7 солдат на одного бойца РККА)!!!

 

Так что больше всех близ­ким к ре­аль­ным по­те­рям яв­ля­ют­ся слова Ста­ли­на, ска­зан­ные 14 марта 1946 года.

От этого гор­дость за наших пред­ков, за­щи­тив­ших свою Со­ци­а­ли­сти­че­скую Родину, ста­но­вит­ся на по­ря­док выше!!!!

Ав­тор­ство:
Копия чужих ма­те­ри­а­лов